Где спасаться, разобрались в предыдущей статье. А теперь давай коснёмся самого интересного – как выжить после ядерной войны. Первое, что тебе точно понадобится – неприхотливый внедорожник вроде Нивы или УАЗика. Наличие собственного вездеходного транспорта серьёзно увеличивает шанс пережить первые, самые трудные месяцы после глобальной катастрофы. В условиях войны не существует гарантированно безопасных мест, где ты точно сможешь отсидеться, потому мобильность – единственный путь к спасению. Диванные сурвивалисты любят хвастать своей загородной недвижимостью, пребывая отчего-то в священной уверенности, что в сельской местности безопаснее. Вот начнись заваруха, они тут же съедут туда и будут ехидно посмеиваться над горящими в атомном пламени неудачниками, предпочетшими остаться в городах. Таким товарищам хочется порекомендовать съездить на Донбасс: там они своими глазами смогут увидеть, насколько их влажные фантазии непохожи на реальность. В реальных условиях колёса войны походя давят мелкие населённые пункты, полностью стирая их с карт и с лица земли, в то время как крупные города-миллионники, такие как Донецк и Луганск, уже год достойно держат удар. Сильно потрёпанные, но по-прежнему пригодные для жизни. Не надейся, что домик в деревне решит все твои проблемы. Смотри по обстоятельствам, анализируй текущую ситуацию и всегда будь готов эвакуироваться в поисках более безопасных мест.
Если у тебя есть автомобиль повышенной проходимости, ты будешь бежать от войны так долго, как только сможешь. Взяв с собой самое ценное: семью, припасы, оружие, снаряжение для выживания. Бегущий рано или поздно найдёт себе спокойный уголок – в то время как привязанный к одному месту вынужден лишь покорно ожидать конца. Почему я настаиваю на внедорожнике? Помимо тебя, беглецов на основных трассах в период массовых волнений будет очень много – а попав в пробку, ты окажешься полностью беззащитен. Скорее всего тебе придётся удирать по просёлкам, грунтовкам, а может и вовсе полями-огородами… не любой автомобиль выдержит такие испытания. Держи путь на север. Куда-нибудь поближе к морю.
Допустим, ты нашёл достаточно тихое местечко, где не бомбили атомом, не горел лес, и можно попробовать переждать долгую ядерную зиму. Как выжить дальше? Найди и обустрой подходящий для зимовки дом, утепляй его и позаботься о возможности отопления дровами. Делай продовольственные запасы, но не очень-то надейся продержаться на них до самой весны. Живущий у моря и умеющий рыбачить выживанец точно не умрёт от голода. Если же ты обоснуешься вдали от крупных водоёмов, придётся мародёрствовать и охотиться на крыс, мышей, собак, ворон… Всеядные животные и животные-падальщики с хорошим шансом адаптируются к условиям постъядерного Апокалипсиса, но вот кабанчика или оленя ты вряд ли встретишь. Травоядные млекопитающие и большинство видов птиц вымрут в первые же месяцы ядерной зимы. Возможно, переживут её насекомые и рептилии в анабиозе – но не очень-то рассчитывай найти их под слоем чёрного снега.
Тем не менее, и охотиться, и рыбачить, и владеть разными видами оружия (как огнестрелом, так и холодняком, и самодельным луком или арбалетом) для защиты от двуногих зверей, уметь придётся каждому. Каждому мужчине, каждой женщине, каждому ребёнку. Потому тысячу раз правы суровые бородатые параноики, которые уже сейчас тренируют свои семейные отряды – а те из них, кто объединяется с друзьями в крепкие выживальщические общины, просто-таки миллион раз правы! И если ты, читатель, имеешь сына или дочь, учи своё чадо стрелять, колоть ножом, бери с собой в походы, на охоту и рыбалку. В юном уме должно чётко сформироваться осознание, что охота – не убийство, а способ добывания пищи. Опасаешься, что это нанесёт вред неокрепшей психике? Может статься, что Третья Мировая не даст успеть повзрослеть твоему ребёнку, и ему всё равно придётся брать в руки оружие. Так пусть лучше берёт, умея им обращаться.
В среде сурвивалистов-романтиков бытует крайне вредное мнение: дескать, выживать сподручнее в одиночку. Если человек ощущает ложную уверенность, что сможет прокормить себя сам, обеспечить себе сравнительно безопасное и относительно комфортное существование, то зачем ему нахлебники? Вон в книжках главный герой всегда один… ну или с ладной девахой, или даже с двумя… но в душе-то он всё равно остаётся одиноким волком: в любой опасный момент может бросить своих баб на произвол судьбы и пафосно уйти в закат. Почему это не работает на практике? Никто из нас не самодостаточен. Даже если ты владеешь базовыми навыками выживания, охоты, самозащиты, первой медицинской помощи, это не значит, что помощь другого человека тебе гарантированно не понадобится. Люди для того и сосуществуют вместе, чтоб друг другу помогать в сложной ситуации – эволюция не зря создала нас социальными.
Одиночки рано или поздно начнут сбиваться в стаи, это неизбежно. Если же ты останешься один против толпы… велики ли твои шансы конкурировать с толпой за ресурсы? Поэтому поиск других выживанцев и объединение с ними в условиях ядерной зимы является одной из приоритетных задач. Предпочтительнее всего большие, хорошо организованные группы адекватных взрослых людей, способных применять оружие для защиты общины и коллективного имущества. Не страшно, если в такой общине присутствуют и на первый взгляд недееспособные члены – старики, маленькие дети, калеки и раненные… Это даже хороший признак. Поверь уж, и у немощных будет возможность отработать свой хлеб: приготовлением пищи, растопкой печей и починкой снаряжения тоже кто-то должен заниматься. Когда сильные защищают слабых, а слабые в меру своих возможностей помогают сильным, это значит, что человечность в людях ещё не потеряна – и в долгосрочной перспективе в «человечной» общине, стремящейся сохранить мораль довоенного времени, выжить у тебя будет гораздо больше шансов. Ведь никому не известно – вдруг ты и сам однажды утратишь способность держать оружие?.. В этом случае тебя не бросят только те, кто в принципе не имеет привычки бросать слабых.
Альтернатива относительно мирным общинам с довоенной моралью – маргинальные социальные группы, состоящие из конченых отморозков. Их сбиваться в стаи понукает извечный шакалий инстинкт: вместе – сила! Вместе легче грабить, насиловать, убивать. Они не добывают пищу самостоятельно, они просто отбирают её у других. Не обустраивают собственные зимовки, а занимают чужие. И это для многих романтиков Апокалипсиса может показаться очень привлекательным. «Мы готовы ради выживания на всё!» — говорят книжные дети, видевшие войну только на страницах любимых боевичков. Под «всё» они обычно подразумевают убийства, пытки, каннибализм… но разумеется, при этом мнят себя агрессорами, а не жертвами. Ты готов на всё, мой юный друг? Ты готов, к примеру, стать подстилкой главаря банды мародёров? Чтобы он насиловал тебя по три раза в день, а в остальное время отдавал на потеху своим подчинённым? А если попытаешься сбежать, тебе отрежут ноги. После этого ты снова будешь повторять мульку про «выжить любой ценой»?.. Да, так тоже можно. Недолго, но можно. Только зачем? В мире, где старая мораль уже мертва, и нет тех, кто готов был бы сражаться за идеи гуманизма, люди скатываются в сраное говно очень быстро. Всё звериное вылезает наружу – всё то, что в цивилизованных обществах человек вынужден в себе подавлять, опасаясь наказания. Когда ни правосудие, ни внутренние этические установки не останавливают звериные порывы, остановить их может только превосходящая сила. Всегда найдётся тот, кто сильнее тебя — и тогда вчерашний охотник сам станет жертвой.
Кстати, о силе. О твоей физической форме, если точнее. Для выживания в условиях ядерной зимы тебе здорово пригодится здоровое сердце и крепкие ноги, чтобы при необходимости смочь много ходить пешком, ещё и неся с собой все нужные в путешествии вещи. Бегай по утрам уже сейчас (желательно с утяжелением в 10-15 кг), чтобы приучить своё тело к подобным нагрузкам. Закаляйся. Ядерная зима – это надолго, и она будет суровой. Принимай ледяной душ, ныряй в прорубь, носи минимум одежды: пусть холод станет привычным, пусть он станет другом, а не врагом. Ешь много калорийной пищи, нагуливай жирок. Жир тоже повышает сопротивляемость тела к холоду. В преддверии глобальных катастроф лишняя дюжина кило – отнюдь не лишняя, это стратегический запас энергии на случай голода и мороза.
Собери все необходимые в эвакуации вещи заранее: тёплую одежду, аптечку, запас провизии и воды на 2-3 дня, огниво, нож и другие полезные инструменты. Пусть рюкзак стоит у порога на всякий случай. Совсем не лишнее получить лицензию на охотничий огнестрел, если у тебя таковой ещё нет. Ну и сам огнестрел, конечно, и боеприпасы к нему. Дозиметр. Противогаз. По возможности ещё и костюм химзащиты – после применения ядерного оружия нередко идут кислотные дожди. Подробные географические карты. Зимний спальник. Удобную и тёплую непромокаемую обувь.
На этом, пожалуй, заканчиваю. Хочешь обсудить – давай обсудим в комментариях. А сейчас мне остаётся лишь пожелать, чтобы ни один мой совет тебе никогда не пригодился. Пусть будет мир! Но надеясь на лучшее, будем готовы к любому исходу.