В свете последних событий я решил подготовить ещё один сценарий выживания для тех, кто готов бороться за завтрашний день в преддверии неминуемого Апокалипсиса. Предыдущая моя статья была посвящена эпидемии лихорадки Эбола – и хотя эта проблема до сих пор остаётся не вполне решённой, над миром в данный момент нависла ещё более осязаемая угроза. Угроза ядерной войны. Сегодня она близка как никогда прежде. А люди готовы к атомному Апокалипсису меньше, чем когда бы то ни было.
Прогрессивное человечество уже полвека готовится к Третьей Мировой. Последствия применения ядерного оружия давно и очень хорошо исследованы, и в общем-то эти данные не хранятся под грифом «секретно». Кому хочется лучше вникнуть в тему, могут почитать научную литературу 70х-80х годов, хоть советскую, хоть американскую – с того времени понимание проблемы мало изменилось. Но ты вряд ли брал в руки подобные книги: это не развлекательное чтиво, и осилить их способен только очень въедливый фрик, на полном серьёзе вознамерившийся пережить Третью Мировую и последующую за ней ядерную зиму. Зато ты наверняка любишь креативы Глуховского, Мичурина, Острогина, всяких антинаучных цормудянов и прочие боевички в жанре постапокалипсиса. Подобная литература интересна своей мрачноватой атмосферой и держит в напряжении до последней страницы – но вредна тем, что в сознании обывателя катастрофически искажает понимание последствий применения ядерного оружия.
Постапокалипсис романтизирует глобальную катастрофу, способную уничтожить не только человечество, но и весь мир, который мы знаем. В реальности романтике не найдётся места. Первые же минуты атомной дуэли сотрут с лица земли несколько десятков крупных городов. В первые дни после этого пожары уничтожат всё живое на сотни километров вокруг очагов поражения. В первые месяцы дым и гарь от этих пожаров так загадят атмосферу планеты, что солнца не будет видно даже днём. Потом температура на Земле упадёт на 20-50 градусов, и всё покроется чёрным снегом. На год… или два… или на десять лет – спрогнозировать трудно. Вот что такое ядерная зима.
Возможно, в постапокалиптических книгах ты видел подобные иллюстрации? Всё такое беленькое и симпатичное, как чехол для айфона из магазина WhiteBox…
В реальности ты увидишь вот что:
Что война с применением атомного оружия унесёт миллиарды человеческих жизней, что цивилизация будет уничтожена, а современные технологии утрачены, учёным вполне очевидно. Но как бы цинично это ни прозвучало, людские потери – лишь мизерно малая доля от общих потерь. Отброшенные в бронзовый век остатки человечества могли бы продержаться до так называемой ядерной весны, подъедая старые запасы, охотясь, ведя натуральное хозяйство… но. НО. Но охотиться в большинстве климатических зон Земли будет, увы, не на кого. А идея заняться земледелием, скотоводством и вовсе отдаёт абсурдом. Сейчас я объясню, почему – а ты пока полюбуйся картой предполагаемого климата на планете в период ядерной зимы.
Небольшое лирическое отступление. Я живу в Крыму, в чудесно тёплом субтропическом климате: зимой температура здесь редко падает ниже нуля по Цельсию. Если же такое случается, растения некоторых видов попросту умирают – они не способны выдержать даже непродолжительных заморозков. Температура в -10 (а именно такая температура установится в период ядерной зимы в данном регионе) убьёт 90% всей флоры. Останутся разве что сосновые рощи у подножья горной гряды вдоль побережья. Хвойные более морозоустойчивы, чем лиственные растения. Однако выживут они только при условии, что ядерная дуэль произойдёт в зимний период года, когда деревья находятся в своеобразной спячке. Соки в них не циркулируют, метаболизм происходит крайне медленно, и даже несколько месяцев без солнца сосны вытерпеть способны. Если же атомная дуэль грянет летом, всё южное побережье Крыма станет безжизненной пустыней. А раз флора будет уничтожена, то несдобровать и фауне. Даже способные существовать в условиях низких температур животные постепенно вымрут от бескормицы.
Северянам повезёт больше: природа Севера привычна к долгим зимам, свирепым морозам и тусклому солнцу. Всё живое здесь (в том числе, кстати, и человек) приспособлено к экстремальным условиям существования. Можно смело предполагать, что ядерную зиму в Тайге, и даже в Тундре, пережить проще, чем где-нибудь в украинских степях или южных регионах России. А как насчёт остального мира? Достаточно приемлемые условия сохранятся в Канаде и в странах северной Европы. Южное полушарие минимально пострадает от последствий ядерной зимы, за исключением зоны вблизи экватора. Мировой океан остынет в среднем на 1-2 градуса и частично покроется льдом, что негативно, но не катастрофически скажется на водной флоре и фауне.
Какими будут последствия ядерной войны для твоего региона, попробуй спрогнозировать сам. Пусть это будет в качестве домашнего задания – а я пока подготовлюсь к следующей лекции.