Кто такие левши, и чем левши отличаются от правшей? Природа так распорядилась, что люди неодинаково хорошо владеют обеими своими руками. Одна всегда является ведущей – она более ловкая и умелая, и делать различную работу ею нам проще. Другая – вспомогательная, она «на вторых ролях». Почти у каждого человека ведущая рука – правая, а вспомогательная – левая. Но есть из этого правила и исключения. У некоторых людей всё наоборот: левой рукой они пишут, едят, открывают двери, и так далее. Сколько в мире левшей, точно подсчитать невозможно – однако очевидно, что гораздо меньше чем правшей. Если верить статистическим исследованиям, то выходит около 15% человечества против 85% соответственно.
Быть левшой – это хорошо или плохо? Как и любое меньшинство, левши в некотором роде подвергаются дискриминации: канцтовары, всевозможные электроприборы, цифровая техника, инструменты, автомобили, предметы быта, сделаны под правую руку – если ты не такой как все, тебе придётся приспосабливаться к неудобным для тебя вещам. Других ведь всё равно не найдёшь, их попросту нет в продаже. Потому левшам с детства приходится развивать ловкость своей вспомогательной руки, чтобы владеть ею также хорошо, как и ведущей. Многие даже умеют писать правой: научиться им этому непросто – но при должном усердии всё же возможно.
В итоге, левша в процессе обучения становится «двуруким» – почти одинаково хорошо владеющим обеими своими руками. Это может давать человеку определённые преимущества: к примеру, ему проще освоить искусство боя парными клинками или научиться стрелять по-македонски. Однако цена «двурукости» – ежедневное насилие над собой на протяжении многих лет. Начиная с самого нежного возраста левша подвергается постоянному прессингу со стороны родителей и учителей. Конечно же, старшие уверены – это мера необходима: нужно подготовить ребёнка к жизни в «праворуком» мире, научить пользоваться «праворукими» орудиями труда. Взрослые даже готовы закрыть глаза на то, что среди переученных детей-левшей в разы больше имеющих проблемы психосоматического характера. Нередко они рассеяны, плохо запоминают информацию, слабо адаптируются в коллективе, а потому школьные годы для них становятся сущим кошмаром. Усугубляет ситуацию враждебное отношение других детей к леворуким, которые всегда в меньшинстве.
Давно известный научный факт – левшам проще реализовать себя в творчестве, чем в науках – лишь недавно нашёл своё объяснение. Это не врождённое свойство, а результат того самого психического давления, которому подвергаются леворукие в детские годы. «Быть собой – плохо, будь таким как все!» — твердят им, отбирая ручку или карандаш, и вкладывая его в «правильную» ладошку. Прессинг такого рода формирует неприятие, и даже протест против получаемых в школе знаний, и как следствие – внутреннюю потребность достичь мастерства в чём-то другом… в том, где можно быть собой, не опасаясь давления. А людям искусства, как известно, и положено быть не такими как все. К тому же, для рисования картин или сочинения поэм вовсе не нужны чисто «праворукие» орудия труда.
Прогрессивные детские психологи и педиатры не рекомендуют родителям юных левшей оказывать на своих детей давление, обучая владеть правой рукой. Никакие индивидуальные особенности человека не должны быть причиной травли, а насилие в воспитании – не лучший помощник. На Западе же левшей и вовсе переучивать давно уже не принято: там любую вещь под ведущую левую руку можно найти в специализированных интернет-магазинах либо изготовить под заказ. Для нашей страны эта практика пока ещё новая и не слишком распространённая – однако в последние годы во многих крупных магазинах канцтоваров стали появляться ручки и ножницы для левшей. Это даёт надежду, что со временем в открытом доступе появятся и другие товары насущной необходимости.