Каяк, каноэ и байдарка – что это такое, и в чём отличие одного от другого? Разница небольшая. Во всех трёх случаях мы говорим о лодках с древней и несомненно интересной историей. Именно на них первопроходцы каменного века открывали новые земли, добывали пропитание рыболовством, воевали… На сегодняшний день они выполняют исключительно туристическо-спортивную функцию. Современный каяк, байдарка, каноэ – собирательный образ лёгкого узкого судёнышка, каких много летом в выходные на любом водоёме. На них катаются любители активного отдыха. Разные названия – по сути, синонимы. Функциональные отличия одного от другого заметит разве что профессионал.
Каноэ от каяка и байдарки отличить проще всего. Этот вид судна возник и был распространён на островах Тихого и Атлантического океана в экваториальной зоне, где основной строительный материал – дерево. Соответственно, лодки строили тоже из него, выдалбливая из цельного ствола изделия соответствующей формы. Узкие, чтобы удобно было маневрировать среди коралловых рифов. И длинные, чтобы
Каноэ маори
разместить в них побольше гребцов. Каяк и байдарка – изобретение коренных народов севера (Северной Америки и Евразии соответственно). Их строили из тех ресурсов, которых в избытке в Арктике: из моржовых костей и кожи. Лодки северян отличались меньшей длиной и большей шириной для устойчивости на воде. Кроме того, разнится и способ управления:
- У каяка и байдарки – двухстороннее длинное весло;
- У каноэ – одностороннее короткое, напоминающее плоскую дубинку (оно же, кстати, при необходимости выполняло функцию оружия).
Современные каяки и байдарки отличаются от традиционных, прежде всего, материалом: вместо останков животных успешно применяется ПВХ и другие виды пластика. Существуют бюджетные надувные модели, популярные среди новичков и любителей. Синтетические материалы значительно износоустойчивее, прочнее и долговечнее природных – и
Каяк инуитов
главное, при их изготовлении не пострадал ни один морж. Деревянные каноэ существуют в продаже до сих пор, наряду с пластиковыми, но отличаются высокой ценой при равных эксплуатационных качествах, и являются скорее роскошным коллекционным предметом, чем просто спортивным инвентарём.
Хотя каяк и байдарка были придуманы на разных континентах, сходства в них больше, чем отличий. Если мы говорим о лодках народов крайнего Севера, где жизнь нелегка, в обоих случаях это максимально утилитарная и универсальная вещь, обеспечивающая своему владельцу выживание. Благодаря удобной посадке с упором для спины и ног, грести можно много часов подряд, не уставая (разумеется, при наличии опыта и навыка). Шансы опрокинуться на волнах минимальны, так как борта широки и массивны, а на современных моделях присутствует ещё и киль, также добавляющий устойчивости. В сообществах приверженцев водного досуга каяком принято называть одно- или двухместную лодку со слегка задранным носом, длиной от 3 до 4 метров, годящуюся как для спокойных водоёмов, так и для сплавов по горным рекам, отличающуюся высокой манёвренностью и сравнительно небольшим весом. Байдаркой – лодку подлиннее, предназначенную для трёх и более спортсменов. Их обычно применяют на тихой воде, без волн и бурного течения. Преимущество байдарки перед каяком – в скорости за счёт большего количества гребцов, а каяка
Байдарка чукчей
перед байдаркой – в проходимости, что позволяет использовать его в более разнообразных условиях.
Существует ещё такая интересная штука как сияк: выглядит он будто сын каяка и байдарки – длинная, но одно-двухместная лодка, иногда с парусом. Предназначен (что понятно из названия) сияк для передвижения по морю. Волн он не боится, передвигается быстро, однако управление им требует больше усилий, чем мы тратили бы на тихом озере. На этапе освоения навыка спортсмену может быть тяжело – но это только пока не нарастут нужные мышцы и не отточатся автоматические реакции. Хотя катание на каяках, сияках и их аналогах и считается экстремальным развлечением, при соблюдении техники безопасности, оно принесёт только пользу и удовольствие, без серьёзных рисков.