Тай Чи (Тайцзицюань) – что это такое? «Я учу вас не сражаться, а жить так, чтоб сражаться не приходилось» — эти слова приписывают легендарному мастеру Ян Лучаню. Тому самому человеку, благодаря которому весь мир сейчас знает о боевом искусстве, которое вплоть до XVIII века было великим таинством, и передавалось строго от учителя к ученику в пределах одной-единственной деревни. Сегодня же это известнейший из стилей ушу, на базе которого существует множество оздоровительных и духовных практик. И хотя по сути «боевая», «оздоровительная» и «духовная» составляющая в Тай Чи неделимы, современные школы различной направленности делают акцент только на одной из них – в итоге, сейчас это либо брутальный спорт, либо гимнастика с уклоном в йогу (Тайцзи Цигун). Шифу Ян, вероятно, сильно удивился бы такому трактованию – ведь он дал миру нечто совершенно гармоничное. Разрушение и созидание кружат в вечном танце, не конфликтуя друг с другом, а взаимодействуя, и этим порождают колоссальную силу, способную раскрыть человеку все пределы, которые казались недостижимыми. Само понятие «Тайцзы Цюань», в дословном переводе «кулак великого предела», трактовать следует как духовный инструмент, раздвигающий границы возможного. И когда вам кажется, что вы достигли вершины мастерства в чём-либо, на самом деле это только начало.
В том, собственно, и заключается недостаток Тай Чи для современного человека. Все мы хотим получить немедленный результат – а глубокое освоение этого искусства требует долгих лет усердной работы, неутомимого совершенствования. Даже если ваша цель – всего лишь выучить пару эффективных приёмов самообороны, чтобы дать отпор уличному хулигану, вы не освоите их в полной мере ни за два месяца, ни за десять. Чтобы начать как-либо применять Тай Чи в повседневной жизни, необходимо, чтобы и тело, и сознание, хоть на полшага приблизилось к состоянию Великого Предела.
В восточной традиции энергопотоки принято ассоциировать с водой. Вода спокойна и холодна. Она легко переходит из твёрдого состояния в текучее, принимает любые формы. Вода присутствует всюду: в воздухе, в почве, в нас самих. И в самых засушливых уголках планеты найдётся немного воды – а по утверждениям учёных, её достаточно даже на Марсе. Научиться чувствовать эти потоки, следовать им, становиться с ними единым целым – первая и главная задача ученика. Почувствовать себя водой. Стать водой. Грамотный мастер обязательно говорит о данной концепции уже на первом занятии, настаивая на том, что «внутренняя», духовная работа – это фундамент Тайцзи.
Тайцзицюань стал прообразом водной магии во вселенной мультсериала «Аватар»
Если же вас учат только повторять упражнения и неистово верить в их целительную силу – рекомендую сменить школу. Исцеляют не движения рук и ног, а то, что происходит при этом внутри. Вы постигаете искусство быть расслабленным. Не прилагать усилия для борьбы с внешним давлением, а перенаправлять его, «поражая» врага его же оружием. И это умение сверхценно не только в контексте боевых искусств, но и вообще во всех сферах жизни. Вода тиха и податлива, но она, как известно, точит камень.
Вода – абсолютно мирная стихия. Ей неведома ярость пламени, но об острый край ледяной глыбы очень просто поранить руку, если вздумаешь её ломать. В глубине тихого омута таится что-то неведомое: пока водяная гладь не сомкнётся над твоей головой, никогда не узнаешь, глубоко ли дно. И есть ли оно? И отпустит ли эта бездна, когда решишь всплыть на поверхность? Вода не сражается, но остаётся в своих правах, становясь весьма недружелюбной к тем, кто потревожит её покой. Воду не покорить, не подчинить: она утекает сквозь пальцы, повинуясь лишь собственным законам.
Начав изучать Тай Чи, вам может показаться, что это легко, что всё получается буквально с первого раза – поверьте, данное впечатление скоро улетучится подобно пару. Чем дольше и чем более усердно ученик выполняет упражнения, тем лучше понимает: до настоящего мастерства ещё очень далеко. Недовольство своими достижениями вполне
Таййзицюань — это оздоровление в любом возрасте!
естественно, ведь мы не ставим верхнего предела искусству, которое изначально внепредельно. Что считать признанием высокого мастерства? Медали, грамоты с различных соревнований и семинаров? «Водяным» людям не свойственна гордыня, они не нуждаются в оценке других. Но доживают до глубокой старости, не потеряв здоровья и отличной физической формы, при этом не переставая считать себя и своё мастерство очень далёким до совершенства.
Как происходит обучение Тай Чи? Можно ли постичь его самостоятельно, руководствуясь видеороликами из интернета? На самом деле, это сложнее и малоэффективно, если мы говорим о духовно-оздоровительном аспекте, и абсолютно неэффективно, если о боевом. Систематические занятия в группах под руководством опытного преподавателя, способного доходчиво разъяснить все теоретические нюансы – единственный ключ к пониманию «внутренней» работы. Ещё один неочевидный момент: гимнастика Тай Чи позитивно воздействует на опорно-двигательный аппарат человека, сердечно-сосудистую и нервную систему, значительно развивает связки и укрепляет суставы, но только при условии правильно подобранной программы тренировок. Для новичков её определяет инструктор. При самостоятельном изучении вас некому контролировать – в итоге, вместо пользы для здоровья можно получить вред, прилагая непомерные усилия там, где необходимо просто расслабиться. Вода способна ранить, если сознательно или неосознанно препятствовать её естественному течению… Если же речь о боевом применении Тай Чи, то
Боевое применение Тай Чи
самостоятельные занятия без практической составляющей полностью бесполезны по причине того, что все приёмы необходимо отрабатывать в парах для наработки соответствующих рефлексов. Как уже упоминалось выше, в данном виде боевых искусств крайне важно чувствовать партнёра и вести его, направлять его вектор усилия против него самого – это достигается часами, днями, годами практики, и никак иначе. Для нетерпеливых существуют другие спортивные дисциплины и школы самообороны, где кое-как защитить себя вас научат за пару месяцев. Тайцзицюань же не спорт, а жизненная философия, образ мышления, приобщаться к которому следует только если постулаты Великого Предела по-настоящему вам близки.