Общеизвестно, что горные велосипеды более прочные, максимально удобные и круто выглядят – поэтому их покупают не только любители покатушек по пересечённой местности. На улицах вашего города наверняка встречается множество байкеров, передвигающихся верхом на стальных конях класса АТВ или Cross-country, которые по идее сконструированы совсем не для городского рельефа… но, как ни странно, великолепно подходят и для него. Горные велосипеды нижней ценовой категории вообще считаются универсальным вариантом для новичков, без учёта условий эксплуатации – но если вы уже не новичок, и хотите получать максимум пользы и удовольствия от езды, пора узнать больше о технических нюансах каждого класса. И, может быть, купить нового конягу – владея информацией, сделать выбор будет проще.
Итак, чем горный велосипед отличается от городского (дорожного)? Он рассчитан на большие нагрузки, потому его металлическое тело более массивное, защищённое от поломок при падениях, а колёса широкие – соответственно, увеличен и вес. На таком байке трудно разогнаться до максимальной скорости, да и не нужно: «горник» не спеша катится по каменистой тропе, обстоятельно преодолевая встречающиеся на пути ямы. А чтобы велосипедиста не слишком трясло, переднее колесо оснащено амортизатором. Усиленные тормоза и широкий руль, напоминающий рога лося, помогают лучше контролировать транспортное средство. Вам случалось видеть лосей? Они выглядят большими и неповоротливыми – но при этом легко перемещаются по чащобе, в которой человек запросто сломал бы ногу.
Дорожный велосипед скорее напоминает пятнистого оленя: изящная рама и тонкие колёса, весь он – воплощённый ветер странствий, весь он – скорость. Руль у него поменьше и расположен ниже, чтобы велосипедист при езде принимал более обтекаемую позу, обретая при этом лучшую аэродинамику. При изготовлении рам городских и спортивных (шоссейных) байков чаще используется алюминий, чем сталь: это позволяет уменьшить общий вес – соответственно, тоже помогает набирать максимальную скорость.
А теперь, внимание, вопрос: с какой скоростью вы катаетесь по городу? 10 км/ч? 15? Вряд ли больше. Больше – это для специализированных трасс, где можно разогнаться, не рискуя кого-нибудь сбить. Так что если вы покупаете байк для городских прогулок, профессиональная шоссейная модель вам точно не нужна – хотя бы потому что они дорого стоят, и в умеренных условиях эксплуатации всё равно не раскроют своего потенциала. Ровно как и профессиональные «горники», предназначенные исключительно для спортивного экстрима. Для города идеально подходят простые дорожные модели средней ценовой категории. Вот, например: велосипеды Гиант – их функционал удовлетворит как новичка, так и опытного байкера-любителя.
В чём преимущества и недостатки бюджетных «горников» в условиях города? Давайте по-честному: бездорожья на наших улицах тоже хватает. Корявый асфальт, ямищи, каменистые обочины, бордюры, ступеньки… тонконогому дорожному оленю трудновато проходить там, где поверхность недостаточно ровная. Если же вы не пренебрегаете зимними выездами, то для них годятся исключительно горные велосипеды, обутые в широкую рифлёную резину. Да, «горники» не зря называют более универсальными и живучими – они для любой погоды, для любых дорог! Но большой вес всё же может доставлять некоторые трудности – например, при заносе усталого коня на пятый этаж без лифта. Тяжело? Ну что поделать… качайте мышцы.